Доступная среда ДОУ

Организации образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад  «Ивушка» осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ",  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами дошкольного учреждения.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это обучающиеся, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Дети-инвалиды - это дети, у которых возможности личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. Установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру

Организация обучения и воспитания особых детей в дошкольном учреждении  

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение в первую очередь специалисты обращают внимание на степень выраженности отклонений. Если патологии развития выражены сильно, то помощь детям с ОВЗ становится приоритетной деятельностью соответствующих специалистов детского сада. В первую очередь, педагог-психолог планирует и проводит специальное изучение ребёнка, на основе результатов которого разрабатывается индивидуальная карта развития. В основу изучения малыша включаются такие направления, как индивидуальная беседа с родителями, изучение медицинской карты, обследование психического и физического развития ребёнка. К работе психолога подключаются специалисты определённого профиля, в зависимости от характера патологии. Воспитателя группы, которую посещает малыш с ограниченными возможностями здоровья, знакомят с полученными данными и индивидуальным образовательным маршрутом особого воспитанника.  

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка в том числе ограниченных возможностей здоровья  (ОВЗ).

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития:

  1. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  2. дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие)
  3. дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие)
  4. дети с тяжёлыми нарушениями речи;
  5. дети с задержкой психического развития;
  6. дети с умственной отсталостью;
  7. дети с расстройством аутистического спектора.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ.

Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, педагогами, медицинскими работниками ДОУ.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

- Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры н.п речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса..

- Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.(н.п. нарушение речи).

Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является:

  • принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;
  • непрерывность;
  • вариативность;
  • соблюдение интересов воспитанника;
  • принцип создание ситуации успеха;
  • принцип гуманности и реалистичности;
  • содействие и сотрудничества детей и взрослых.

Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям.

Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает:

  1. разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка;
  2. проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач;
  3. проведение открытых занятий;
  4. работа с детско-родительская парой.

Такая система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает:

  • индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ;
  • единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ;
  • возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.

 

 

 

 

Принято на заседании

Педагогического совета                             

Протокол № 1 от  31.08.2020

 

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

« Детский сад «Ивушка»

_____________И.А.Кириенко

                   Приказ №  1/4 от 31.08.2020

 

Адаптированная образовательная программа

для детей с ограниченными возможностями здоровья

(фонетико – фонематическое недоразвитие речи)

 

Содержание:

 

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1.1.

Пояснительная записка……………………………………………………………………...............................

1.1.1.

Цели и задачи Программы…………………………………………………………………

4

 

1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы…………………………………….

4

1.2.

Планируемые результаты…………………………………………………………………......

5

 1.2.1.

Психолого-педагогическая характеристика лиц с ОВЗ и особенностей их  психофизического развития…………………………………………………………………...        6

 

1.2.2

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения    программы……………………..........

6

1.3.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе……

12

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1.

Общие положения……………………………………………………………………………

13

2.2.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях…………….

13

 2.2.1.

Дошкольный возраст

14

 

   Социально-коммуникативное развитие……………………………………………………

14

 

   Познавательное развитие…………………………………………………………………...

16

 

   Речевое развитие……………… …………………………………………………………….

17

 

   Художественно-эстетическое развитие……………………………………………………

19

 

   Физическое развитие………………………………………………………………………..

20

2.3.

Взаимодействие взрослых с детьми…………………………………………………….....

21

2.3.1

Образовательный компонент

21

2.3.2

Коррекционный компонент

25

2.3.3

Воспитательный компонент

27

2.3.4

Диагностико-консультативное направление работы для детей с ОВЗ

30

2.3.5

Взаимодействие специалистов ДОУ

30

2.4.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников……………

32

 

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка……………

34

3.2.

Организация развивающей предметно-пространственной среды…………………….

34

3.3.

Кадровые условия реализации Программы……………………………………………..

35

3.4.

Материально-техническое обеспечение Программы……………………………………

36

3.5.

Финансовые условия реализации Программы…………………………………………..

37

3.6.

Планирование образовательной деятельности…………………………………………..

37

3.7.

Режим дня и распорядок……………………………………………………………………

39

3.8.

Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научнометодических, кадровых, информационных и материально-техническ ресурсов………………………………………………………………………………………..

39

3.9.

Перечень нормативных и нормативно-методических документов…………………..

39

3.10.

Перечень литературных источников……………………………………………………..

40

3.11

Краткая презентация программы

41

 

Скачать>>> 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад « Ивушка»

Принято на заседании

Педагогического совета                             

Протокол № 1 от  31.08.2020

 

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

« Детский сад «Ивушка»

_____________И.А.Кириенко

       Приказ №  1/4 от 31.08.2020

 

Адаптированная образовательная программа

для детей с ограниченными возможностями здоровья

(общее недоразвитие речи)

МБДОУ « Детский сад « Ивушка»

на 2020-2021 учебный год

Содержание:

 

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1.1.1.

Цели и задачи Программы……………………………………………………………

3

1.1.2

Принципы и подходы к формированию Программы………………………………

4

1.2.

Планируемые результаты……………………………………………………………

5

1.2.1.

Психолого-педагогическая характеристика лиц с ОВЗ и особенностей их  психофизического развития

5

1.2.2

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

6

1.3.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе……

13

     

 

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1.

Общие положения……………………………………………………………………………

14

2.2.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

14

 

2.2.1.Дошкольный возраст

14

 

   Социально-коммуникативное развитие………………………………………

14

 

Познавательное развитие………………………………………

20

 

   Речевое развитие……………… …………………………………

26

 

   Художественно-эстетическое развитие……………………………………………………

35

 

   Физическое развитие………………………………………………………………………..

43

2.3.

Взаимодействие взрослых с детьми………………………………………………………..

50

2.3.1

Диагностико-консультативное направление работы   для детей с ОВЗ

50

2.3.2

Взаимодействие специалистов ДОУ

51

2.4.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников……………

53

     

 

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка……………

55

3.2.

Организация развивающей предметно-пространственной среды…………………….

56

3.3.

Кадровые условия реализации Программы……………………………………………..

57

3.4.

Материально-техническое обеспечение Программы……………………………………

58

3.5.

Финансовые условия реализации Программы…………………………………………..

59

3.6.

Планирование образовательной деятельности…………………………………………..

60

3.7.

Режим дня и распорядок……………………………………………………………………

62

3.8.

Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научнометодических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов………………………………………………………………………………………..

63

3.9.

Перечень нормативных и нормативно-методических документов…………………..

63

3.10.

Перечень литературных источников……………………………………………………..

63

3.11

Краткая презентация программы

64

 Скачать>>>